"Счастливая семья"
Автономная некоммерческая организация помощи родителям и детям "Счастливая семья"
Последние новости
- Peбёнок тaк нeдoлго – peбёнок.
- Проект "Действуем вместе: от общих действий к устойчивому партнерству"
- Листая старые страницы нашей истории - новыми маршрутами по старым дорогам. Творческие семьи Феодосии - истории, воспоминания, рассказы
- Социально -образовательный проект поддержки молодых художников Республики Крым и Ульяновской области «Соединяя берега, объединяем Россию».
- Летняя школа НКО 2020
Факторы, способствующие и препятствующие суицидальному поведению подростков.
- Подробности
-
Родительская категория: Наши проекты
-
Опубликовано 08 Май 2018
-
Просмотров: 226
1. Одним из главных факторов суицидального поведения в подростковом возрасте выделяют неблагоприятную семейную обстановку. Разрушительность семейного уклада отмечена практически всеми отечественными учеными, исследовавшими проблему детского суицида. Это ситуация длительного конфликта в семье или развода родителей. Также ребенку нелегко выдерживать ситуацию, когда каждый из родителей «гнет свою линию».
Утрата значимой привязанности, например смерть мамы, для ребенка становится нелегким испытанием. В ситуации отсутствия в семье «значимого взрослого» проявляется социальная и психологическая изолированность подростка.
2. Психологическая неадекватность в воспитании. Следующий фактор раскрывает содержание внутрисемейного воспитания. Ряд исследований в области педагогического насилия в образовательных учреждениях лишь подтверждает правомерность выделенного факта. Он характеризуется: назойливостью, морализаторством, утомительностью в отношениях, несправедливостью в требованиях и притязаниях; наличием факта психологического или сексуального насилия; наличием фактов физического насилия.
3. Подростковое одиночество. В групповых социально-психологических исследованиях (например, социометрии) дети попадают в группу «отверженные», «козлы отпущения» и др.
В начальной школе (7-9 лет) статус отверженности определяется внешними признаками: неряшливостью, неопрятностью, грязной одеждой, неприятным запахом и т.д.
В среднем звене (10-14 лет), статус отверженности определяется успешностью или, наоборот, неуспешностью в учебе. В категорию «изгоев» попадают как отличники, так и неуспевающие ученики.
Для юношеского периода (14-18 лет) характерны личностные проявления, симпатии и предпочтения по половому признаку.
4. Труднопротекающий пубертат. Этот фактор свидетельствует о грубых нарушениях в развитии подростка, дисгармоничном развитии в сравнении со сверстниками – раннее интенсивное проявление вторичных половых признаков (так называемый «ранний старт») в сравнении со сверстниками и нормами в развитии. В норме для девочек проявление половых признаков происходит к 11 годам, у мальчиков – после 13 лет. Дисморфия (неудовлетворенность внешним видом в связи с очень интенсивным гармоничным развитием), непропорциональный рост конечностей, интенсивное увеличение внутренних органов провоцируют эмоциональные перепады.
5. Личностная импульсивность как черта суицидента. Для детской агрессивности характерна вспыльчивость, мгновенность, импульсивность.
Проявляется подростковая импульсивность в следующих показателях: высокий уровень импульсивности в тестовых методиках; высокий уровень нервно-мышечного напряжения; высокий уровень внушаемости; бескомпромиссность (черно-белый мир, наличие категорий только «да» и «нет», мир крайностей без полутонов).
Для подростков характерны бурная реакция на неудачу, гнев, бравада, девиации. Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций или проблем вовсе не означает, что подросток, с ней столкнувшийся, обязательно окажется в зоне повышенного суицидального риска. Однако такого рода проблемы, безусловно, осложнят ему жизнь. У молодого человека, находящегося под прессом хотя бы одной из этих ситуаций или проблем, может не оказаться эмоциональных, умственных или физических сил противостоять любым другим неприятностям. И тогда суицид может стать для него единственным приемлемым выходом.
Следуют выделить также факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у детей и подростков. Антисуицидальные факторы личности – это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:
- эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
- выраженное чувство долга, обязательность;
- концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
- учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства;
- убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
- наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
- наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
- психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные переживания, используя методы снятия психической напряженности;
- наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
- проявление интереса к жизни;
- привязанность к родственникам, степень значимости отношений с ними;
- уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
- планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
- негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает ребенок, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
Таким образом, к группе суицидального риска относятся подростки:
- находящиеся в сложной семейной ситуации (болезненный развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);
- испытывающие серьезные проблемы в учебе;
- не имеющие друзей;
- не имеющие устойчивых интересов, хобби;
- склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания):
- перенесшие тяжелую утрату;
- остро переживающие несчастную любовь;
- имеющие семейную историю суицида или ставшие свидетелями суицида;
- употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
- имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;
- совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления;
- попавшие под влияние деструктивных религиозных сект и течений и т.д.