"Счастливая семья"

эмблема счастливая семья

 

Автономная некоммерческая организация помощи родителям и детям "Счастливая семья"

крым символ

pgrants logo1. Одним из главных факторов суицидального поведения в подростковом возрасте выделяют неблагоприятную семейную обстановку. Разрушительность семейного уклада отмечена практически всеми отечественными учеными, исследовавшими проблему детского суицида. Это ситуация длительного конфликта в семье или развода родителей. Также ребенку нелегко выдерживать ситуацию, когда каждый из родителей «гнет свою линию».

Утрата значимой привязанности, например смерть мамы, для ребенка становится нелегким испытанием. В ситуации отсутствия в семье «значимого взрослого» проявляется социальная и психологическая изолированность подростка.

2. Психологическая неадекватность в воспитании. Следующий фактор раскрывает содержание внутрисемейного воспитания. Ряд исследований в области педагогического насилия в образовательных учреждениях лишь подтверждает правомерность выделенного факта. Он характеризуется: назойливостью, морализаторством, утомительностью в отношениях, несправедливостью в требованиях и притязаниях; наличием факта психологического или сексуального насилия; наличием фактов физического насилия.

3. Подростковое одиночество. В групповых социально-психологических исследованиях (например, социометрии) дети попадают в группу «отверженные», «козлы отпущения» и др.

В начальной школе (7-9 лет) статус отверженности определяется внешними признаками: неряшливостью, неопрятностью, грязной одеждой, неприятным запахом и т.д.

В среднем звене (10-14 лет), статус отверженности определяется успешностью или, наоборот, неуспешностью в учебе. В категорию «изгоев» попадают как отличники, так и неуспевающие ученики.

Для юношеского периода (14-18 лет) характерны личностные проявления, симпатии и предпочтения по половому признаку.

4. Труднопротекающий пубертат. Этот фактор свидетельствует о грубых нарушениях в развитии подростка, дисгармоничном развитии в сравнении со сверстниками – раннее интенсивное проявление вторичных половых признаков (так называемый «ранний старт») в сравнении со сверстниками и нормами в развитии. В норме для девочек проявление половых признаков происходит к 11 годам, у мальчиков – после 13 лет. Дисморфия (неудовлетворенность внешним видом в связи с очень интенсивным гармоничным развитием), непропорциональный рост конечностей, интенсивное увеличение внутренних органов провоцируют эмоциональные перепады.

5. Личностная импульсивность как черта суицидента. Для детской агрессивности характерна вспыльчивость, мгновенность, импульсивность.

Проявляется подростковая импульсивность в следующих показателях: высокий уровень импульсивности в тестовых методиках; высокий уровень нервно-мышечного напряжения; высокий уровень внушаемости; бескомпромиссность (черно-белый мир, наличие категорий только «да» и «нет», мир крайностей без полутонов).

Для подростков характерны бурная реакция на неудачу, гнев, бравада, девиации. Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций или проблем вовсе не означает, что подросток, с ней столкнувшийся, обязательно окажется в зоне повышенного суицидального риска. Однако такого рода проблемы, безусловно, осложнят ему жизнь. У молодого человека, находящегося под прессом хотя бы одной из этих ситуаций или проблем, может не оказаться эмоциональных, умственных или физических сил противостоять любым другим неприятностям. И тогда суицид может стать для него единственным приемлемым выходом.

Следуют выделить также факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у детей и подростков. Антисуицидальные факторы личности – это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:

- эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

- выраженное чувство долга, обязательность;

- концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

- учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства;

- убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

- наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

- наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

- психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные переживания, используя методы снятия психической напряженности;

- наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

- проявление интереса к жизни;

- привязанность к родственникам, степень значимости отношений с ними;

- уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

- планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

- негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает ребенок, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

Таким образом, к группе суицидального риска относятся подростки:

- находящиеся в сложной семейной ситуации (болезненный развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);

- испытывающие серьезные проблемы в учебе;

- не имеющие друзей;

- не имеющие устойчивых интересов, хобби;

- склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания):

- перенесшие тяжелую утрату;

- остро переживающие несчастную любовь;

- имеющие семейную историю суицида или ставшие свидетелями суицида;

- употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;

- имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;

- совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления;

- попавшие под влияние деструктивных религиозных сект и течений и т.д.