"Счастливая семья"

эмблема счастливая семья

 

Автономная некоммерческая организация помощи родителям и детям "Счастливая семья"

крым символ

Уход человека из жизни – это всегда одно из самых драматических событий, которое для близких людей, казалось бы, не с чем сравнить по силе переживаний и эмоционального накала. Однако оно становится поистине трагичным, когда происходит преждевременно с человеком, не успевшим реализовать себя, внести свой вклад в мир сегодняшний и оставить своими делами память о себе миру грядущему. И совсем печально, если человек уходит по своей воле, принимает непоправимое решение, руководствуясь собственным выбором.

В обыденной речи такой уход называют самоубийством. В научном языке для этого существует особый термин – «суицид» (от лат. sui caedere – убивать себя), с помощью которого обозначают преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Это может показаться странным, но по данным Всемирной организации здравоохранения, каждые 30-40 секунд кто-то из жителей планеты сознательно уходит из жизни. Ежедневно в мире совершают самоубийства около 3 тысяч человек, а ежегодно более 1 миллиона человек и ещё от 10 до 20 миллионов совершают попытки суицида. Значительная их доля приходится на молодых людей. Согласно приводимой ВОЗ статистике, самоубийства занимают второе место среди причин смерти людей в возрасте 15-29 лет в мировом масштабе.

В России самый высокий в Европе уровень самоубийств среди подростков. Средний показатель – 19-20 случаев на 100 тысяч человек. Это больше чем в три раза превышает средний показатель по всему миру! В год кончают жизнь самоубийством 1500 детей и ещё 4 тысячи совершают попытку самоубийства. По данным ЮНИСЕФ (Международный чрезвычайный детский фонд ООН), мысли о самоубийстве появляются хотя бы раз в жизни в голове 45 % российских девушек и 27 % юношей.

Что же заставляет молодых людей и подростков идти на такой шаг? Какие события порождают не только мысли и разговоры о смерти, но и реальные действия, приводящие к трагедии?

По материалам Научного центра психического здоровья РАМН, внешними причинами подростковых самоубийств чаще всего являются социальная изоляция и одиночество, неизлечимые болезни, неразделённая любовь, неприятности с учёбой, материально-бытовые трудности, пережитое в детстве насилие, алкоголь и наркотики. Крайне болезненно подростками переживается несправедливое отношение (оскорбления, обвинения, унижения) со стороны сверстников и членов семьи. С неблагополучием в семьях подростков (алкоголизм родителей, конфликты в семье, жестокое обращение) прямо или косвенно связано до 92 процентов самоубийств у детей и подростков.

Значительно влияют на риск суицидального поведения у подростков и внутренние причины, например депрессия. Она является сложным эмоциональным состоянием, которое переживается человеком как потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Им овладевают безнадёжность, вина, самоосуждение и раздражительность, ослабевает двигательная активность или возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненной жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Депрессия затрагивает эмоции, мышление, побуждения, физическое благополучие человека и, в силу этого, его поведение и взаимоотношения с людьми. Личность постоянно ощущает свою нежеланность и бесполезность, в силу чего может прийти к заключению, что жизнь не имеет смысла. Ещё одной внутренней причиной суицида может являться тип акцентуации характера. Известно, что вероятность саморазрушающего поведения велика при циклоидной, эмоционально-лабильной, эпилептоидной и истероидной акцентуациях характера.

Понимая всю озабоченность родителей и педагогов проблемой суицида, мы рекомендуем не переносить свои тревоги на детей и тем самым содействовать её возникновению. Однако стоит предельно внимательно отнестись к симптомам, которые, по мнению специалистов, являются признаками возможного суицидального поведения. К ним можно отнести: 1) резкое изменение стиля общения, 2) наличие сильных эмоциональных переживаний, 3) нарушение сна, аппетита, 4) потерю интереса к окружающему, 5) разговоры ребёнка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, прессе, 6) проявление интереса к потустороннему миру, появление у ребёнка литературы (книг, брошюр, дисков) о самоубийствах, просмотр соответствующей информации в Интернете, подготовку предметов, способных быть орудием суицида, 7) приведение в порядок своих записей, вещей, 8) раздаривание своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям (за исключением случаев, когда ребёнок с добрыми намерениями делает это постоянно).

Есть смысл обращать внимание на особенности поведения ребёнка при конфликтах, ссорах, желании чего-то добиться, особенно в плане разрушающей или созидательной деятельности. Многое могут сказать результаты творческой деятельности и рисунки ребёнка, определение красок в них, которые он чаще использует. Имеет смысл знакомиться с записной книжкой ребёнка или его страницей в социальных сетях, наблюдать за тем, что он чаще смотрит по телевизору, какие книги и интернет-ресурсы предпочитает. Например, на страницах «Вконтакте» было обнаружено порядка 3050 ссылок и страниц, содержащих запрещённую информацию о самоубийствах. Это примерно 30% от всех ссылок, по которым можно получить представление о способах совершения суицида или которые содержат призывы к самоубийству. По просьбе Роспотребнадзора «ВКонтакте» обещает самостоятельно блокировать суицидальные группы параллельно с подготовкой официальных заключений экспертов и размещать

на закрытых страницах номера телефонов экстренной психологической помощи для подростков.

Если вы заметили в поведении вашего ребёнка что-либо настораживающее, постарайтесь в первую очередь совладать с собой, а затем в спокойном состоянии переговорить с ребёнком. Создайте гармонию и здоровый диалог в семье. Ваше внутреннее спокойствие и переключение на позитивные мысли способны защитить ребёнка и переключить его доминанту в сознании. Справляясь с этой первостепенной задачей, старайтесь практически всё время проводить рядом с ребёнком: посетите с ним вместе различные культурные мероприятия, зоопарк, цирк, детские спектакли, концерты, съездите на природу и т.д., чтобы ребёнок сменил обстановку и смог отвлечься от своих мыслей. Постарайтесь отвлечь его внимание от навязчивых мыслей, заняв обычной домашней или приусадебной работой, пусть он чувствует вашу заботу, тепло и любовь. Помогите преодолевать возникающие проблемы, научите справляться с ними осознанно и самостоятельно, демонстрируйте оптимизм и позитивный взгляд на происходящие события. Всё это нужно делать до тех пор, пока не будете твердо уверены в том, что его суицидальное настроение исчезло без следа.

Если же вы чувствуете, что вашего влияния и возможностей недостаточно, то следует обязательно обратиться к специалисту! И детям, и родителям всегда можно обратиться в Единую детскую службу доверия, позвонив по номеру 8 800-2000-122. Данный телефон работает круглосуточно, анонимно и бесплатно. В Ульяновске также круглосуточно работает телефон доверия службы экстренной психологической помощи 8 (8422) 42-00-25, позвонив на который вы всегда можете получить профессиональную консультацию и помощь. Вас проконсультируют и поддержат в Ульяновских центрах по оказанию психологической помощи:

* Центр психолого-медико-социального сопровождения «РОСТОК», г. Ульяновск, бульвар Пластова, д. 4, тел. +7 (8422) 44-28-33;

* Психологический центр «ЛУЧ», г Ульяновск, ул. Рылеева, д. 4, тел.+7 (8422) 75-63-21, http://luch-centre.ru;

* Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья», г Ульяновск, ул. Ленина, 104, тел. +7 (8422) 42-00-29, +7 (8422) 42-00-17;

* Психологический центр «АКАДЕМИЯ ИНТУИЦИИ», г. Ульяновск, проспект Гая, д. 67, тел. +7 (951) 095-52-17, +7 (906) 393-89-78, http://www.academy-intuiti.ucoz.ru;

* Центр коррекционной и семейной психологии, г. Ульяновск, ул. ул. Кузнецова, д.10, тел. +7 (8422) 74-84-80, +7 (917) 634 28 66, http://cksp73.ru/.

Специалисты центров также помогут предупредить проблему, тем более если она касается жизней детей и подростков.

Родителям и педагогам в первую очередь стоит расширить свои собственные познания в вопросе причин и особенностей суицидального поведения, докопаться до истинной причины, подталкивающей детей на самоубийства. Это, в свою очередь, поможет подобрать наилучшие способы подхода к ребёнку, чтобы помочь ему справиться с жизненными трудностями и суицидальными мыслями. В наших руках жизни наших детей!