"Счастливая семья"

эмблема счастливая семья

 

Автономная некоммерческая организация помощи родителям и детям "Счастливая семья"

крым символ

В психологии имеются разные подходы к описанию структуры личности. Личность школьника включает:

1. Природный компонент (здоровье, задатки, тип нервной системы).

2. Социальный компонент (семья, школа).

3. Деятельностный компонент (учение, воспитание).

4. Интеллектуальная сфера (обученность, обучаемость).

5. Эмоциональная сфера (произвольность, рефлексия, лабильность нервной системы).

6. Ценностно-мотивационная сфера (терминальные и инструментальные ценности).

Обученность – уровень подготовки человека, результат усвоения им материала.

Обучаемость – это возможности человека к усвоению материала.

Терминальные ценности – ценности-цели.

Инструментальные ценности – тактические цели.

Структуру направленности личности составляют потребности, мотивы, установки, цели.

Потребности – внутреннее побуждение, нужда в чем-либо. Они бывают:

1. Психофизиологические – на биологическом уровне обеспечивают функционирование.

2. Социальные - в общении, любви, уважении.

3. Духовные – в счастье, росте, внутренней гармонии, самоактуализации.

Пирамида потребностей А. Маслоу.

А. Маслоу предположил, что все потребности организованы в иерархическую систему, в которой доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть удовлетворены до того, как человек осознает «высшие» потребности. Чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем ярче его индивидуальность.

1. Физиологические потребности: в пище, сне, кислороде, воде и т. д.

2. Потребность в безопасности и защите: в организации, стабильности, законе и порядке.

3. Потребность в любви и принадлежности. Маленький ребенок, например, удовлетворяет ее в семье, подросток – в семье, группе.

4. Потребность в уважении и самоуважении. Каждому человеку важно знать, что он позитивно оценен людьми, от этого возникает чувство уверенности в себе, полезности. В противном случае – комплекс неполноценности.

5. Потребность в самоактуализации, т. е. желание человека стать тем, кем он желает стать, полное использование своих способностей, талантов, личностного потенциала.

Мотивы – внутренняя побуждающая сила к деятельности.

Мотивация – весь комплекс действия разнообразных мотивов, их иерархия. Мотивы бывают осознанные (есть цель и ответ на вопрос: зачем я это делаю?) и неосознанные (нет цели).

Задание: оцените свою мотивацию по приведенной ниже методике А. А. Реана.

«Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Инструкция. Соглашаясь или нет с ниже приведенными утверждениями, необходимо выбрать один из ответов – «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же самое относится к ответу «нет». Отвечать следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является и наиболее точным.

1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.

2. В деятельности я активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально трудные.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.

10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.

13. Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.

15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.

20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.

Обработка. Один балл получают ответы «да» на утверждения 1-3, 6, 8, 10-12, 14, 16,18-20 и ответы «нет» на 4,5,7,9,13,15,17. Подсчитывается общее количество баллов.

Выводы. Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех. Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом, если у испытуемого 8-9 баллов – т его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов – ближе к стремлению к успеху.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Задача учителя – научить учащихся ставить цели и осознавать деятельность и поступки. Для этого можно задавать вопросы: «А почему ты это делаешь», «Объясни свой поступок», «С какой целью ты это делаешь»?

Со старшеклассниками полезно провести следующее упражнение на осознание своих целей и жизненных планов.

Составьте и напишите три стратегические цели своей жизни.

Напишите три цели на ближайшие 1-3 года.

Напишите три цели на ближайший месяц (день).

Проанализируйте, подходят ли тактические цели под стратегические?

В результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, возникает жизненный план личности. Жизненный план – это явление одновременно социальное и этическое. Подросток ставит перед собой вопросы «кем быть?» (профессиональное самоопределение) и «каким быть?» (моральное самоопределение). Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Для этого и нужна стыковка тактических и стратегических целей.

На пути к достижению цели у человека периодически возникают фрустрации. Фрустрации – обман, расстройство, разрушение планов.

Фрустрации – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Внешний аспект фрустрации:

физические преграды (непогода, транспорт);

отсутствие объекта (смерть человека, отсутствие денег, документа);

биологические ограничения (инвалидность, болезни, ЗПР, УО, пол);

социальные условия (законы, правила, страх наказания).

Внутренний аспект фрустрации:

конфликт между потребностями (в отдыхе и в самоутверждении);

между потребностями и социальными нормами (я хочу работать творчески, но нет возможностей);

между противоречивыми социальными нормами (зарплата мала, а работать требуют творчески);

стремление к безупречности (чем ниже результат, тем требования выше, боязнь допустить ошибку).

Важно научиться выходить без поражений из фрустрирующих ситуаций. Для этого надо научиться самоконтролю за своим поведением. Если человек не справляется с психологическим напряжением, травмой, болезненно реагирует на события, не умеет прощать обиды, стремится контролировать то, что ему неподконтрольно, слишком высоко задирает планку перед собой, тогда возникает большая вероятность приобретения психогенных заболеваний: нарушения сердечно-сосудистой деятельности, давления, пищеварения, бессонница.

Поведение человека в фрустрирующей ситуации может быть адаптивным, которое позволяет изменить, справится с ситуацией, и неадаптивным, которое не позволяет выйти из нее. Неадаптивное поведение может быть:

1) агрессивным:

а) экстрапунитивным (гнев, раздражение, крик, физическое насилие, направленные «вне»);

б) интрапунитивным (то же самое поведение, но направленное «на себя»).

Не следует заниматься самобичеванием, жить с чувством вины тяжело, так как оно разрушает психику, подрывает силы, снижает самооценку).

2) неагрессивным, выражающемся чаще всего в уходе от проблем и деятельности.

Может произойти фиксация на неприятном событии. В этом случае следует вербализировать проблему, но не бесконечно, надо научиться забывать, отключаться, переключаться. Еще один вид неагрессивного поведения регрессия – движение назад, к ранним стадиям развития. Это могут быт истерики, капризы, слезы, угрозы, шантаж, обиды. Иногда возникает механизм подавления, при котором человек загоняет проблему вглубь, внутрь себя, но она не решена и продолжает беспокоить. Необходимо дать проговорить проблему, вывести эмоции наружу. В жизни очень важно умет преодолевать препятствия. Это можно сделать двумя способами:

1. Если человек ощущает силы в себе, то можно попробовать изменить ситуацию, решить проблему.

2. В случае, если ситуация вам неподвластна, то следует изменить отношение к ней, снизить ее значимость для себя.