"Счастливая семья"

эмблема счастливая семья

 

Автономная некоммерческая организация помощи родителям и детям "Счастливая семья"

крым символ

pgrants logoКаждый возрастной этап характеризуется специфической социальной ситуацией развития, т. е. особым сочетанием внутренних процессов развития и внешних условий. Соответственно существует определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.

Развитие личности – это процесс вхождения ее в новую социальную среду. Социальное развитие личности происходит по двум взаимосвязанным линиям: социализации (овладение общественным опытом, его присвоение), и индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).

Так, в раннем детском возрасте «я в обществе» у годовалого ребенка означает проявление понимания, что есть «другие». Это адаптация на уровне освоения простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социальной жизни. К 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром. Происходит индивидуализация, противопоставление себя окружающим, и интеграция, позволяющая управлять своим поведением, подчиняться требованиям взрослых. Важность этого периода несомненна, т.к. находясь в семье, ребенок в меру своей активности усваивает тип отношений, который в ней сложился, претворяя их в черты своей становящейся личности.

В дошкольном возрасте воспитание и развитие ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, с 3-4-х лет протекает одновременно в детском саду, в группе сверстников под руководством воспитателя, который становится наряду с родителями, наиболее референтным лицом. Возникает новая ситуация развития личности, детерминированный извне социальными причинами. Здесь также наблюдаются три фазы развития: адаптация как усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения; индивидуализация как стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей; интеграция, обеспечивающая успешность перехода на новую ступень. К 6 годам появляется ориентация на общественные функции людей, их нормы, осознание своей принадлежности к детскому коллективу.

В младшем школьном возрасте ситуация развития напоминает предшествующую, только учительница оказывается еще более референтной для учащихся, чем воспитатель и родители. Адаптация проходит в начале первого класса к новым условиям, затем – индивидуализация в виде успехов в учебной деятельности и интеграция означает интеграцию школьника в системе «учитель-ученики», «ученики-учительница», «ученики-родители». У 6-9-летнего ребенка происходит появление теоретического отношения к действительности, произвольности психических процессов, внутреннего плана действий. Между 9-10 годами ребенок не только осознает себя субъектом, но и вступает в широкий круг общественных отношений, учится мотивировать свою учебную деятельность чувством долга.

Специфическая особенность подросткового периода состоит в том, что вступление в него не означает вхождение в новую группу, а представляет собой дальнейшее развитие личности в изменившихся условиях (учителя-предметники, новый классный руководитель). Адаптация проходит в начале пятого класса, индивидуализация в деятельности общения и в выборе увлечений (хобби). Однако успешная интеграция в одной референтной группе может сочетаться с дезинтеграцией в другой. Индивидуальные качества, ценимые в одной компании, могут отвергаться в другой, где иные ценностные ориентации. Все это тормозит прохождение фазы интеграции. В 15 лет подростка больше всего интересует самооценка и принятие его другими.

Процесс развития личности в различных группах – специфическая особенность юношеского возраста. Адаптация, индивидуализация и интеграция личности обеспечивают становление зрелой личности. От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексия своего жизненного пути, стремление к реализации себя.

Следует отметить, что для эпохи детства характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией, для эпохи отрочества – индивидуализации над адаптацией, для эпохи юности – доминирование интеграции над индивидуализацией. Т.о. личность формируется и развивается в условиях конкретно-исторического существования человека, в деятельности. Ведущую роль при этом играют обучение и воспитание.