"Счастливая семья"

эмблема счастливая семья

 

Автономная некоммерческая организация помощи родителям и детям "Счастливая семья"

крым символ

Возрастные кризисы развития ребенка.

Семья является основным источником передачи ребёнку социально-исторического опыта, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни ребёнка, которая оставляет глубокий след в его судьбе, даже в тех случаях, когда он достаточно быстро обретает новую семью. Воспитание детей в условиях государственных интернатных учреждений, смена таких учреждений, позднее усыновление – этапы, травмирующие психику ребёнка, затрудняющие реализацию его потенциальных возможностей, нередко усугубляющие кризисы возрастного развития. В связи с этим стоит особо подчеркнуть важную роль замещающих родителей в протекании данных процессов, ведь от их заботы, терпения и понимания зависит безболезненное и быстрое преодоление возрастных кризисов детей.

Возрастные кризисы – это некие временные периоды в развитии детей, при которых наблюдаются резкие психические изменения. Периоды длятся от нескольких месяцев до года и являются нормальным явлением в личностном развитии ребёнка. Длительность кризисов и их проявления зависят от индивидуальных особенностей и тех условий, в которых находится ребёнок в тот или иной период времени. Под условиями понимается как семья, так и социальное окружение. Кризис – это процесс перехода на более сложный возрастной этап. Бытует мнение, что человек, не переживший кризис, будет испытывать сложности в дальнейшем развитии.

Рассмотрим особенности проявления возрастных кризисов детей.

Кризис новорождённости связан с резким изменением жизненных условий. Ребёнок из привычной среды попадает в совсем другие условия. Все девять месяцев он находился в утробе матери, где условия проживания достаточно комфортные для ребёнка. Во-первых, это водная среда с постоянным температурным режимом. Питание, дыхание и обмен веществ осуществляется через пуповину. При рождении всё резко изменяется. Из водной среды ребёнок попадает в воздушную. Дышать и питаться нужно самостоятельно. Новорожденный вынужден адаптироваться к новым, менее комфортным, условиям проживания.

Кризис одного года: в этот период у ребёнка появляются новые потребности. Это возраст проявления самостоятельности, и различные эмоциональные и аффективные проявления – результат или ответная реакция ребёнка на непонимание взрослых. Как раз в этот период появляется детская речь. Она достаточно своеобразна, отлична от взрослой, но в то же время она соответствует ситуации и эмоционально окрашена.

Кризис трёх лет предшествует кризису семилетнего возраста и является одним из наиболее сложных жизненных периодов ребёнка. Ребёнок выделяет свое «Я», отдаляется от взрослых и пытается построить с ними другие, «более взрослые» отношения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский выделяет следующие характеристики кризиса трёхлетнего возраста [1].

1. Негативизм – отрицательная реакция ребёнка на просьбу или требование взрослого. Эта реакция направлена не против самого действия, которое требуется от ребёнка. Она направлена на саму просьбу. Главное, что движет ребёнком в этот момент, – сделать наоборот.

2. Проявление упрямства – ребёнок настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.

3. Становление самостоятельности – ребёнок хочет все делать сам. В общем-то, это хорошо. Но всё хорошо в меру. Чрезмерное проявление самостоятельности нередко не соответствует возможностям ребёнка, что может привести к внутреннему конфликту с самим собой и конфликту с взрослыми.

4. Конфликтное поведение. Бывает, что конфликты детей с взрослыми становятся системой отношений. Складывается впечатление, что ребёнок и родитель постоянно находятся в состоянии войны. В таких случаях можно говорить о протесте-бунте. В семьях, где ребёнок один, может проявиться деспотизм. В семьях, где много детей, вместо деспотизма может проявиться ревность по отношению к другим детям. Ревность в данном случае будет расцениваться как тенденция к власти и нетерпимого отношения к младшим.

Кризис семи лет может проявиться в возрастном промежутке приблизительно от 6 до 8 лет. Так как в этом возрасте практически все дети идут в школу, то данный период связан с открытием для себя новой социальной позиции – позиции школьника. В этом возрасте самосознание ребёнка меняется, соответственно происходит переоценка ценностей.

По мнению Л.С. Выготского, на данном возрастном этапе появляется обобщение переживаний. Проявил себя ребёнок успешно или потерпел неудачу в любых из сфер своей деятельности (будь то учёба или общение со сверстниками, занятия в кружках или спортом) – формируется либо чувство собственной значимости, исключительности, либо чувство неполноценности, тревожности (см. Приложение). В результате этих переживаний возникает разграничение на внешнюю и внутреннюю жизнь ребёнка, что ведет к изменению его поведения. Появляется смысловая основа поступка. Ребёнок задумывается, прежде чем что-либо сделать, пытается оценить будущий поступок с точки зрения возможных последствий или разворачивающихся действий. Вследствие того что появляется смысловая основа действий, из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность. Ребёнок пытается продумать свои шаги, начинает скрывать свои переживания.

Одним из проявлений кризиса семи лет являются кривляние, натянутость поведения вследствие разграничения внутренней и внешней жизни. Все эти проявления проходят, когда ребёнок вступает в следующий возрастной этап.

Кризис подросткового возраста (пубертат) проявляется в возрасте 11-15 лет, связан с половым созреванием ребёнка. Активизация половых гормонов и гормонов роста свойственна подростку на этом возрастном этапе. Из-за быстрого роста организма у подростка могут возникнуть проблемы с сердечно-сосудистой деятельностью, с работой лёгких и т.д. Эмоционально-нестабильный фон в этом возрасте усиливает сексуальное возбуждение, которое сопровождает половое созревание.

Подростки ориентируются в поведении на образцы мужественности или женственности. Следовательно, повышается интерес к своей внешности и формируется некое новое видение себя. Данному возрасту характерны сильные переживания по поводу своей неидеальной внешности.

Одно из важнейших новообразований подросткового возраста – ощущение взрослости. Возникает сильное желание – быть или хотя бы казаться взрослым и самостоятельным. Подростки не делятся с родителями какой-либо информацией о личной жизни, часто возникают ссоры и конфликты со взрослыми. Главный круг общения в данный период – это сверстники. Интимно-личностное общение занимает главное место в жизни подростка. Данному возрасту свойственно также объединяться в неформальные группы.

Итак, мы кратко охарактеризовали особенности проявления кризисов в разные периоды развития ребёнка. Любой кризисный период оказывает влияние не только на ребёнка, но и на всех членов семьи. В это время дети нуждаются, прежде всего, в психологической поддержке взрослых.

Психологическая поддержка – это процесс:

концентрации взрослого на позитивных сторонах и достоинствах ребёнка с целью повышения его самооценки;

помощи ребёнку в избегании ошибок, веры в себя и свои собственные силы;

помощи при переживании неудач.

Предлагаем несколько рекомендаций для родителей, направленных на оказание психологической поддержки в кризисные периоды развития детей:

1. Заботьтесь друг о друге. Это решающий момент успеха любой семьи, требующий затраты времени, сил, настроения, души. Делайте все возможное, чтобы обеспечить счастливую жизнь близким людям.

2. Проводите время вместе. Когда у детей спросили, что, по их мнению, делает семью крепкой, в их список не вошли деньги, машины и хорошие дома. Они просто ответили: всё делать вместе. Не так важно, что вы делаете, важно, что вы делаете это вместе.

3. Уважайте друг друга. Чувствовать, что тебя уважают и ценят другие, – одна из основных человеческих потребностей. Психологи выяснили, что в крепких семьях взаимную признательность и высокую оценку друг другу дают гораздо чаще, чем в несчастливых. Будьте терпимы к мнению близких, концентрируйтесь на положительном.

4. Общайтесь друг с другом. Общение помогает сплотить семью, проговаривание проблем предотвращает семейные кризисы. Конструктивный диалог членов семьи должен войти в привычку.

5. Поддерживайте духовное здоровье. Крепкие семьи излучают душевное тепло в повседневной жизни. Существуют незыблемые ценности: честность, ответственность, терпение и др. Старайтесь жить в соответствии с ними.

Помните, что и в крепких семьях у детей возникают проблемы и кризисы. Для их преодоления необходимо позитивное мышление, искусство общения, духовные ресурсы родителей. Детям важно осознавать свою значимость и ценность в семье, а также знать, что их интересы и мнения учитывают близкие люди. Тогда любые кризисы преодолеваются быстро и безболезненно. Помните, что крепкая семья – залог успешного будущего вашего ребёнка.

Согласно концепции персонализации А.В. и В.А. Петровских личность существует в трех измерениях:

1. Интраиндивидное пространство, образованное особенностями строения темперамента, характера, способностей человека. Это то, каким человек является наедине с самим собой; это то, что мы называем индивидом.

2. Интериндивидное пространство, выходящее за рамки органического тела индивида, межличностное пространство. Это такие качества как общительность, доброта, вежливость, агрессивность.

3. Метаиндивидное пространство, перемещающее индивида за пределы его наличных «здесь и теперь» связей с другими индивидами, это существование в другом человеке, в его сознании, жизненном мире. «Жизнь – это растворение себя в других». Личность тем больше, чем в большем количестве людей она отражается, чем больше изменяет она образ других людей. Персонализация – это процесс полагания себя в другого человека, при котором человек приобретает свое инобытие в других людях.

Процесс развития личности не может быть сведен к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов личности, характеризующих индивидуальность. Детерминантой развития личности является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее значимой для него группой. Развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.