"Счастливая семья"

эмблема счастливая семья

 

Автономная некоммерческая организация помощи родителям и детям "Счастливая семья"

крым символ

pgrants logoРодительское поведение является ещё одним фактором благополучия семьи. Оно проявляется в феноменах эмоционального принятия-непринятия ребёнка, воспитательских тактиках родителей, своеобразии отношений отца, матери с ребёнком. Отношение к ребёнку обуславливается особенностями пола родителя. Так, матерям свойственна безусловность принятия своего ребёнка, независимо от его пола, внешнего вида, индивидуальных особенностей характера, состояния его здоровья. Отцы же отличаются, напротив, условностью принятия ребёнка: для них имеет значение пол ребёнка, особенности его поведения, достижения.
Воспитание ребёнка предполагает особый характер взаимодействия ребёнка и взрослого. Все это характеризует воспитательские тактики или стили родителей. В литературе дается описание наиболее часто встречающихся типов дисгармоничного воспитания, приводящих к нарушениям детско-родительских отношений. Приведем лишь классификацию данных типов, не останавливаясь на их описании:
1. Гипопротекция характеризуется недостаточностью заботы и внимания, опеки и контроля, интереса к ребёнку и удовлетворения его потребностей. Её разновидности: скрытая гипопротекция, потворствующая гипопротекция, перфекционизм.
2. Гиперпротекция характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем протекции. Её разновидностями выступают: доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, компенсаторная гиперопека.
3. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребёнку, которые не соответствуют его возрасту и индивидуальным особенностям.
4. Эмоциональное отвержение ребенка характеризуется недостатком интереса, заботы, ответственности и контроля над поведением ребёнка и приписыванием его личности негативных черт.
5. Жестокому обращению с ребёнком свойственно применение широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений.
6. Воспитание в культе болезни представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспитания, характеризующийся навязыванием ребенку роли «больного члена семьи».
7. Воспитание вне семьи (домах ребёнка, детских домах, интернатах) особенно неблагоприятно сказывается на психическом развитии детей.
8. Противоречивое воспитание обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребёнка.
И только сотрудничество как воспитательная тактика характеризуется тем, что родители на каждом возрастном этапе «овзросляют» ребёнка, эмоционально принимают его. Ребёнок чувствует свою защищённость в семье, уважает и принимает все её нормы и традиции. Родители умеют договариваться с ребёнком, не скупятся на похвалу за его успехи, поощряют стремление к достижениям, уважают его «Я». Для ребёнка в семье создана ситуация эмоционального притяжения, его учат любить обязанности, гордиться своими достижениями, заботиться о себе и своих близких.
Знание вышеназванных факторов и их использование в качестве воспитательного ресурса в образовательном процессе будут способствовать укреплению детско-родительских отношений, усвоению воспитанниками общечеловеческих ценностей, и, прежде всего, ценности семьи.