"Счастливая семья"

лого счастливая семья

Автономная некоммерческая организация помощи родителям и детям "Счастливая семья"

крым символ

pgrants logoИндивидуальность – это совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Индивидуальность может наблюдаться на уровне высшей нервной деятельности (ВНД.) В основе психологических особенностей человека лежат свойства нервной системы. И.П. Павлов выделял 3 свойства нервной системы (НС):

1. Сила – слабость.

2. Подвижность – инертность.

3. Уравновешенность – неуравновешенность.

Сила – слабость

Слабая нервная система Сильная нервная система
1. Низкая работоспособность, быстрое истощение нервных клеток 1. Высокая работоспособность, энергичность
2. Повышенная утомляемость 2. Нервные клетки могут длительное время передавать импульсы
3. Большая чувствительность к раздражителям 3. Устойчивость к раздражителям
4. Устойчивость к монотонной работе 4. Быстрое уставание при монотонной работе
5. Высокая тревожность, внутренняя обеспокоенность 5. Низкая тревожность
6. Неустойчивость к стрессам 6. Высокая устойчивость к стрессам
7. Теряются в неожиданных ситуациях 7. Мобилизация сил в экстремальных условиях
8. Усталость в социальных контактах 8. Высокая контактность с людьми
9. Неэффективное использование времени 9. Высокая эффективность в использовании времени

Подвижность – инертность

Подвижная нервная система Инертная нервная система
1. Быстрый темп деятельности 1. Медленный темп деятельности
2. Быстрое усвоение материала и быстрое забывание 2. Медленное усвоение и длительное забывание
3. Легкость и активность в знакомствах 3. Трудности в общении, в установлении новых контактов
4. Быстрая адаптация к новым условиям 4. Трудности адаптации, боязнь незнакомых мест, людей
5. Быстрое засыпание и быстрое пробуждение 5. Медленное засыпание и медленное пробуждение
6.Быстрая речь, подвижная мимика, жестикуляция 6. Медленная речь, бедная мимика, малоподвижность
7. Быстрая переключаемость с одного вида работы на другую, хорошее распределение 7. Медленная переключаемость, плохое распределение внимания
8. Быстрое нарастание активности и быстрый спад 8. Медленное нарастание активности и медленный спад
9. Быстрая скорость реакции 9. Отсроченная реакция
10. Незлопамятен 10. Долго не забывает обиды

Уравновешенность – неуравновешенность

Уравновешенность наблюдается в случае, если сила процесса возбуждения равна силе процесса торможения. Если преобладает возбудимость, то речь идет о возбудимом типе, если торможение – заторможенный тип.

И.П. Павлов предпринял попытку связать темперамент со свойствами нервной системы.

Темперамент – это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики.

Как можно помочь слабым и инертным? Полезными для слабых по нейродинамическим свойствам детей будут следующие правила:

1. Не ставить в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа.

2. Желательно, чтобы ответ был в письменной форме.

3. Давать материал постепенно, по кускам.

4. Не заставлять отвечать новый, только что усвоенный материал.

5. Формировать уверенность в себе, в своих силах.

6. Осторожно оценивать неудачи.

7. Давать время для проверки и исправления написанного.

8. Стараться не отвлекать, не переключать внимания, создавать спокойную обстановку.

При работе с инертными детьми обратить внимание на следующие моменты:

1. Не требовать немедленного включения в работу.

2. Не предъявлять разнообразных заданий.

3. Избегать импровизации.

4. Не следует проводить опрос в начале урока.

5. Не требовать быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.

6. Не следует его отвлекать, переключать внимание на что-либо другое.

7. Нежелательно заставлять отвечать новый, только что пройденный материал.