"Счастливая семья"

эмблема счастливая семья

 

Автономная некоммерческая организация помощи родителям и детям "Счастливая семья"

крым символ

Рассказать!Помочь!Спасти!

pgrants logoВ качестве основы для реализации этого направления работы педагогу-психологу можно порекомендовать обратиться к типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся.

Данная модель разработана авторским коллективом под руководством д. псх. н., профессора Н. Ю. Синягиной и к. псх. н., доцента О. И. Ефимовой.

Она базируется на анализе основных факторов и причин возникновения суицидального поведения у подростков и молодежи, позволившем определить стратегию психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся (далее – Сопровождение).

Основная идея модели и миссия такого Сопровождения заключается в организации специальной психолого-педагогической работы, в результате которой будут устранены социальные и социально-психологические предпосылки, способствующие формированию суицидального поведения, и приняты своевременные научно-обоснованные меры по сохранению жизни и здоровья несовершеннолетних.

Можно обозначить два вектора и восемь основных направлений Сопровождения.

1 вектор – Общая профилактика – обеспечивает вовлечение всех учащихся в жизнь школы и предупреждение их школьных трудностей и социальной дезадаптации.

2 вектор – Специальная профилактика – сориентирован на выявление и сопровождение всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, проведение с ними работы на индивидуальном уровне.

В качестве основных направлений Сопровождения можно выделить: научно-методическое; информационно-аналитическое; диагностическое; коррекционно-развивающее; профилактическое; консультационное; просветительское; социально-диспетчерское. Каждое из них связано с решением определенной задачи, содержанием и формами реализации.

1. Научно-методическое направление.

Задача – создание междисциплинарной (разные дисциплины и учебные предметы) и межведомственной (педагогика, психология, медицина, физиология, этика, культура) системы действенной помощи в обеспечении психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся.

Содержание:

* обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической науки и школьной практики;

* организация экспериментальной деятельности;

* апробация и внедрение позитивного опыта и результативных технологий, современных достижений психологической науки в образовательный процесс в части психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся;

* обучение педагогов и психологов работе по диагностике, профилактике и коррекции суицидального поведения.

Формы реализации:

- конференции, мастер-классы, семинары и т.п.;

- публикации педагогического коллектива в научно-методических изданиях;

- разработка и апробация новых диагностических, профилактических и коррекционных программ;

- творческие отчеты педагогического коллектива;

- курсы повышения квалификации по проблеме профилактики детского суицида;

- занятия с родителями.

2. Информационно-аналитическое направление.

Задача – психологическое сопровождение образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся на основании данных мониторинга, наблюдений за психофизиологическим и эмоциональным состоянием учащихся и педагогов, за эффективностью учебно-воспитательных мероприятий.

Содержание:

* постоянный мониторинг психолого-педагогического статуса каждого ученика школы;

* выявление образовательных потребностей участников образовательного процесса;

* систематизация психолого-педагогических материалов;

* сбор, накопление, анализ и обобщение психолого-педагогической информации.

Формы реализации:

- ведение базы данных по всем возрастным категориям учащихся;

- хранение, обработка и интерпретация результатов индивидуальных и групповых обследований учащихся;

- ведение документации психолого-педагогической службы;

- планирование диагностической, коррекционной и развивающей работы;

- обеспечение участников образовательного процесса необходимыми документами и информацией учебного и справочного характера.

3. Диагностическое направление.

Задача – получение своевременной и достоверной информации об индивидуально-психологических особенностях учащихся, выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии учащихся с применением пакета психологических скрининговых методик для экспресс-выявления детей группы риска по суицидальному поведению в условиях образовательных учреждений.

Содержание:

* диагностика особенностей личности и поведения ребенка;

* диагностика мотивационной сферы и динамики ее развития;

* диагностика эмоционально-волевой сферы (уровень тревожности, активности, актуальные страхи, уровень тревожности) и динамики ее развития, влияния эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса;

* диагностика личностной сферы (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамики ее развития.

Формы реализации:

- обследование дошкольников на этапе поступления в школу с целью выявления уровня развития, страхов, тревог, психологических проблем личности, сформированности предпосылок к участию в учебной деятельности;

- обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии;

- мониторинг личностных и поведенческих проблем младших школьников;

- диагностика уровня готовности учащихся к переходу из одной ступени обучения в другую;

- мониторинг адаптации учащихся к обучению в следующей ступени;

- мониторинг личностных особенностей школьников в период возрастных кризисов.

4. Коррекционно-развивающее направление.

Задача – обеспечение продуктивного психического развития и становления личности, реализация возрастных и индивидуальных возможностей развития, а также личностного роста и профессионального самоопределения; ослабление, снижение или устранение отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников, профилактика риска суицидального поведения.

Содержание:

* коррекция межличностных отношений в классах;

* содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни школьников;

* формирование социально-поведенческих навыков;

* реализация специальных психолого-педагогических программ сопровождения детей, входящих в группу особого психологического внимания: «Учимся ценить жизнь!», «Здоровый образ жизни!», «Избавимся от страхов и тревоги», «Победим свои фобии», «Помоги себе сам» и др.;

* коррекция познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.

Формы реализации:

- тренинговая работа с учащимися;

- развивающие занятия;

- индивидуальные и групповые коррекционные занятия;

- консультации ребенка и родителей.

5. Профилактическое направление.

Задача – предупреждение девиантного и деликвентного поведения, алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации детей и подростков, а также возникновения суицидального поведения у подростков и молодежи.

Содержание:

* формирование ценности жизни и здоровья;

* ориентирование школьников на здоровый образ жизни;

* пропаганда общечеловеческих ценностей и толерантности;

* развитие навыков здорового образа жизни;

* формирование и развитие коммуникативных навыков.

Формы реализации:

- лекции, семинары, тренинги для школьников, классные часы;

- мастер-классы, тренинги для педагогов и родителей;

- мониторинг отношений внутри школьных коллективов, комфортности образовательной среды;

- индивидуальные беседы с учениками, педагогами, родителями.

6. Консультационное направление.

Задача – оказание помощи учащимся, педагогам и родителям по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального поведения обучающихся.

Содержание:

* консультирование школьников по вопросам, связанным с учением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, ценностью жизни и здоровья, особенностями взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

* консультирование руководителей и педагогов по вопросам развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков;

* консультирование родителей и членов семей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий.

Формы реализации:

- групповые консультации (по плану);

- консультации по запросу.

7. Просветительское направление.

Задача – повышение уровня психологических знаний и психологической культуры всех участников образовательного процесса, формирование у субъектов психологического Сопровождения потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании.

Содержание:

* распространение психологических знаний;

* формирование психологической культуры.

Формы реализации:

- педагогические советы;

- психолого-педагогические консилиумы;

- родительские собрания, классные часы;

- тематические вечера, дискуссионные клубы.

8. Социально-диспетчерское направление.

Задача – обеспечение получения детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, выходящей за рамки компетенции школьной психологической службы с целью предупреждения возникновения проблем развития личности, профилактики рискового поведения, организации помощи ребенку и его семье в решении актуальных задач социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, взаимоотношения со сверстниками, педагогами и родителями).

Содержание:

* мониторинг социально-психологических проблем учеников, родителей и педагогов;

* организация междисциплинарного (разные дисциплины и учебные предметы) и межведомственного взаимодействия (педагогика, психология, медицина, физиология, этика, культура), поддержание контактов со специализированными медицинскими, социальными, психотерапевтическими учреждениями окружного (городского) уровня с целью профилактики детского суицида и рискового поведения подростков и молодежи.

Необходимой составляющей целостной системы профилактики суицидальных рисков выступает целенаправленная педагогическая деятельность на уроках учителей-предметников (особенно учителей гуманитарного цикла), предполагающая опосредованное педагогическое воздействие на обучающихся и организацию междисциплинарного взаимодействия.

Форма реализации:

- направление субъектов образовательного процесса в специализированные учреждения при выявлении социально-психологических и медицинских проблем.

Помимо функционального разделения на направления Сопровождение предусматривает разделение на самостоятельные этапы в соответствии с периодами школьного обучения. Каждый цикл такого Сопровождения имеет определенную структуру, алгоритм реализации, включающий в себя этапы постановки, уточнения и решения задач Сопровождения, и решает частные задачи Сопровождения, применяя необходимые формы, методы и технологии.

pgrants logo1. Одним из главных факторов суицидального поведения в подростковом возрасте выделяют неблагоприятную семейную обстановку. Разрушительность семейного уклада отмечена практически всеми отечественными учеными, исследовавшими проблему детского суицида. Это ситуация длительного конфликта в семье или развода родителей. Также ребенку нелегко выдерживать ситуацию, когда каждый из родителей «гнет свою линию».

Утрата значимой привязанности, например смерть мамы, для ребенка становится нелегким испытанием. В ситуации отсутствия в семье «значимого взрослого» проявляется социальная и психологическая изолированность подростка.

2. Психологическая неадекватность в воспитании. Следующий фактор раскрывает содержание внутрисемейного воспитания. Ряд исследований в области педагогического насилия в образовательных учреждениях лишь подтверждает правомерность выделенного факта. Он характеризуется: назойливостью, морализаторством, утомительностью в отношениях, несправедливостью в требованиях и притязаниях; наличием факта психологического или сексуального насилия; наличием фактов физического насилия.

3. Подростковое одиночество. В групповых социально-психологических исследованиях (например, социометрии) дети попадают в группу «отверженные», «козлы отпущения» и др.

В начальной школе (7-9 лет) статус отверженности определяется внешними признаками: неряшливостью, неопрятностью, грязной одеждой, неприятным запахом и т.д.

В среднем звене (10-14 лет), статус отверженности определяется успешностью или, наоборот, неуспешностью в учебе. В категорию «изгоев» попадают как отличники, так и неуспевающие ученики.

Для юношеского периода (14-18 лет) характерны личностные проявления, симпатии и предпочтения по половому признаку.

4. Труднопротекающий пубертат. Этот фактор свидетельствует о грубых нарушениях в развитии подростка, дисгармоничном развитии в сравнении со сверстниками – раннее интенсивное проявление вторичных половых признаков (так называемый «ранний старт») в сравнении со сверстниками и нормами в развитии. В норме для девочек проявление половых признаков происходит к 11 годам, у мальчиков – после 13 лет. Дисморфия (неудовлетворенность внешним видом в связи с очень интенсивным гармоничным развитием), непропорциональный рост конечностей, интенсивное увеличение внутренних органов провоцируют эмоциональные перепады.

5. Личностная импульсивность как черта суицидента. Для детской агрессивности характерна вспыльчивость, мгновенность, импульсивность.

Проявляется подростковая импульсивность в следующих показателях: высокий уровень импульсивности в тестовых методиках; высокий уровень нервно-мышечного напряжения; высокий уровень внушаемости; бескомпромиссность (черно-белый мир, наличие категорий только «да» и «нет», мир крайностей без полутонов).

Для подростков характерны бурная реакция на неудачу, гнев, бравада, девиации. Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций или проблем вовсе не означает, что подросток, с ней столкнувшийся, обязательно окажется в зоне повышенного суицидального риска. Однако такого рода проблемы, безусловно, осложнят ему жизнь. У молодого человека, находящегося под прессом хотя бы одной из этих ситуаций или проблем, может не оказаться эмоциональных, умственных или физических сил противостоять любым другим неприятностям. И тогда суицид может стать для него единственным приемлемым выходом.

Следуют выделить также факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у детей и подростков. Антисуицидальные факторы личности – это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:

- эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

- выраженное чувство долга, обязательность;

- концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

- учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства;

- убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

- наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

- наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

- психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные переживания, используя методы снятия психической напряженности;

- наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

- проявление интереса к жизни;

- привязанность к родственникам, степень значимости отношений с ними;

- уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

- планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

- негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает ребенок, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

Таким образом, к группе суицидального риска относятся подростки:

- находящиеся в сложной семейной ситуации (болезненный развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);

- испытывающие серьезные проблемы в учебе;

- не имеющие друзей;

- не имеющие устойчивых интересов, хобби;

- склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания):

- перенесшие тяжелую утрату;

- остро переживающие несчастную любовь;

- имеющие семейную историю суицида или ставшие свидетелями суицида;

- употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;

- имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;

- совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления;

- попавшие под влияние деструктивных религиозных сект и течений и т.д.

Особенности проявлений суицидов в детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и уровней социализации детей и подростков, особенности психопатологических состояний, специфика профилактики – все это дает основание некоторым авторам выделять детскую и подростковую суицидологию как самостоятельную область знаний.

Понятие «смерть» в детском возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие смерти возникает у детей уже между 2-3 годами, и для большинства она не является пугающим событием.

В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно сну или отъезду. Вместе с тем смерть близких, сверстника или домашнего животного из-за особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком как результат его желаний, что нередко приводит к сильному чувству вины. Возникающие печаль и грусть очевидны, но продолжаются недолго. Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни).

В младшем школьном возрасте дети считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Ближе к подростковому возрасту объективные факты смерти становятся более важными, чем фантазии, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и умершим. В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности. Отличительной особенностью детского возраста является отсутствие страха смерти ввиду несформированности самого понятия смерти. По мнению большинства исследователей, концепция смерти у ребенка приближается к концепции смерти взрослого лишь к 11-14 годам. Как же формируется представление о смерти у детей? Оно проходит несколько этапов: от полного отсутствия представления о смерти до формального знания о ней. Но смерть для ребенка является понятием отвлеченным, он никак не связывает его ни со своей личностью, ни с личностью близких. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Он считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется. Кроме того, для этого возраста характерно несоответствие целей и средств суицидального поведения; иногда при желании умереть выбираются не опасные, с точки зрения взрослых, средства и, наоборот, демонстрационные попытки нередко «переигрываются» из-за недооценки опасности применяемых средств и способов. Ввиду незрелости и отсутствия жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной. Большое значение для этого возраста имеет отягощенный семейный анамнез.

Суицидогенные составляющие семейного воспитания – гиперопека, авторитарность родителей с ригидными установками, низкий культурный и образовательный уровень родителей. Конфликты с семьей чаще всего связаны с неприятием ребенком системы ценностей старшего поколения.

Наибольшим своеобразием, как показывают опыт и данные многочисленных исследований, характеризуются детско-подростковый этап и инволюционный периоды жизни человека. Анализ суицидальных проявлений подростков показал, что суицидальное поведение в этом возрасте, хотя и имеет много общего с аналогичным поведением у взрослых, все же несет в себе возрастное своеобразие. Это обусловлено спецификой физиологических и психологических механизмов, свойственных растущему организму и личности в период ее становления. Аутоагрессивные действия детей и подростков чрезвычайно опасны. Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим аутоагрессивным (агрессия, направленная на самого себя) поступком.

Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на «второе рождение» характерны для суицидентов детского и подросткового возраста. Представления о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т. п.). Знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких; не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии детей. Было бы ошибочно относить попытки детей и подростков к демонстративным действиям. Дети, в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности, не могут использовать метод выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти вне зависимости от формы самовоздействия. Опасность увеличивают также возрастные особенности. У подростков формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. «Метафизическая интоксикация», свойственная психологии подростка, выражается, в частности, в углубленном размышлении на тему

жизни и смерти. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения.

Кроме критерия осознанности намерения лишить себя жизни, для определения истинности покушения на самоубийство у взрослых анализируются способы реализации суицида и особенности поведения суицидента.

Анализируя суицидоопасные конфликтные ситуации, можно предположить, что для ребенка или подростка они могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Однако некоторый максимализм в оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта, свойственные периоду детства, и создавали ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождали чувство отчаяния и одиночества. Все это делало даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка и особенно для подростка, что подчас недооценивалось окружающими взрослыми. Все это обуславливает повышенный суицидальный риск в пубертатном возрасте.

Следует отметить, что если среди взрослых суицидентов со значительным перевесом (1/3) преобладают мужчины, то в подростковой среде – ситуация обратная: среди девочек выявилось почти в 2,5 раза больше потенциальных самоубийц, чем среди мальчиков того же возраста (3,9% против 1,6%). Дело здесь, по-видимому, не в половых различиях, а в опережающем развитии девочек в этом возрастном диапазоне.

pgrants logoОпределение и общая характеристика суицида

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл такого явления чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек волей-неволей оказался.

Суицидент – человек, совершивший попытку суицида либо демонстрирующий суицидальные наклонности.

Американский ученый Э. Шнейдман описал общие черты всех суицидов:

1. Общей целью всех суицидов является нахождение решения. Суицид является выходом из кризиса или невыносимой ситуации, это не случайное действие, его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Он является единственно доступным ответом на труднейшие вопросы: как из этого выбраться? Что делать? Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные страдания.

2. Общей задачей всех суицидов является прекращение сознания. Самоубийство легче всего понять как стремление к полному выключению сознания и прекращению невыносимой психической боли, особенно если это выключение рассматривается страдающим человеком как вариант выхода из насущных болезненных жизненных проблем.

3. Общим стимулом при суициде является невыносимая душевная боль. Если человек, имеющий суицидальные намерения, движется к прекращению сознания, то душевная боль – это то, от чего он стремится убежать. В этом смысле суицид – это движение по направлению к прекращению своего потока сознания и бегство от нестерпимых чувств, невыносимой боли и неприемлемых страданий. Специалисты говорят о том, что если им удастся хоть немного снизить интенсивность страдания другого человека, то вполне вероятно, что он увидит иные варианты решения проблемы, помимо самоубийства, и выберет жизнь.

4. Общим стрессором при суициде являются нереализованные, заблокированные психологические потребности. Суицид не следует понимать как бессмысленный и необоснованный поступок – он кажется логичным совершающему его человеку на основании логических предпосылок, образа мышления и сосредоточенности на определенном круге проблем. Он является реакцией на его неудовлетворенные психологические потребности.

5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность, безнадежность. В суицидальном состоянии доминирует чувство

беспомощности, безнадежности: «Я ничего не могу сделать (кроме совершения самоубийства), и никто не может мне помочь (облегчить боль, которую я испытываю)». Поэтому основным принципом помощи является снижение интенсивности эмоционального напряжения.

6. Общим внутренним отношением к суициду является двойственность переживаний (амбивалентность). Типичным для самоубийства становится состояние, когда человек одновременно пытается покончить с собой и взывает о помощи. Человек чувствует потребность лишить себя жизни и одновременно желает спасения и вмешательства других.

7. Общим состоянием психики является сужение эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Синонимом сужения интеллектуальной сферы является «туннельное» сознание, заключающееся в резком ограничении выбора вариантов поведения («или-или»). Варианты выбора сужаются до альтернативы. При этом системы поддержки личности, например значимые люди, не столько игнорируются, сколько не помещаются в рамки «туннельного» сознания.

8. Общим действием при суициде является бегство. Оно отражает намерение человека уйти из зоны бедствия, где суицид является предельным бегством. Его можно предотвратить, закрывая выходы (например, отбирая у человека пистолет) или путем уменьшения силы потребности человека в уходе из жизни.

9. Общим коммуникативным актом при суициде является сообщение о намерении. Многие люди, намеревающиеся совершить самоубийство, исподволь, сознательно или безотчетно подают сигналы бедствия: жалуются на беспомощность, взывают о поддержке, ищут возможности спасения. Человек обычно информирует окружающих о грядущем самоубийстве не враждой, яростью или уходом в себя, а именно сообщением о своих намерениях. Печально, что это сообщение не всегда бывает услышано. Естественно, эти поведенческие проявления часто бывают косвенными, но человек внимательный в состоянии заметить их.

З. Фрейд обратил внимание на такую психологическую истину, когда нечто может одновременно являться Я и не-Я. Один и тот же человек может нам нравиться и не нравиться. Амбивалентность является совершенно естественным состоянием при самоубийстве: человек чувствует, что должен совершить его, и одновременно желает и даже планирует посторонние вмешательства.

Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы. Суицид можно охарактеризовать как преходящее аффективное сужение сознания с ограничением использования интеллектуальных возможностей. Синонимом сужения является «туннельность», т.е. резкое ограничение вариантов выбора поведения. В обыденной речи потенциальный самоубийца проявляется в использовании слов, отражающих пресуицидальное дихотомическое мышление («все или ничего»). Далее возникает отчаяние, порожденное ограниченным видением только двух альтернатив. Таким образом, любая попытка помочь самоубийце

должна, в первую очередь, исходить из наличия у него патологического сужения когнитивной сферы. Важно противодействовать именно сужению мыслей суицидального человека, предпринимая попытку раздвинуть психические шторы и увеличить число вариантов выбора за пределы только двух. Общим действием при суициде является бегство (эгрессия). Эгрессией называется преднамеренное стремление человека удалиться из зоны бедствия или места, где он пережил несчастье. К числу вариантов бегства относятся, например, уход из дома или семьи, увольнение с работы. Самоубийство является предельным, окончательным бегством. Смыслом самоубийства является радикальная и окончательная смена декораций: действием, приводящим к этому, и является бегство.

Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении. Люди, намеревающиеся совершить самоубийство, несмотря на амбивалентное отношение, сознательно или безотчетно подают сигналы бедствия, жалуются на беспомощность, взывают о помощи, ищут возможности спасения. Общим коммуникативным действием при самоубийстве является не вражда или разрушение и даже не уход от других людей внутрь себя, а именно сообщение о своих суицидальных намерениях. Внимание к таким сообщениям и своевременное распознавание их является незаменимым способом превенции суицидов.

Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения в течение жизни. Когда мы сталкиваемся с суицидом, то нас поначалу сбивает с толку тот факт, что он по природе своей представляет собой поступок, которому нет аналогов в предшествующей жизни человека. Но ему можно найти глубокие соответствия в стиле и характере человека в течение всей жизни. Необходимо вернуться к предыдущим состояниям душевного волнения, оценить способность человека переносить психическую боль, наличие у него тенденций к суженному (дихотомическому) мышлению, попытаться найти уже использовавшиеся парадигмы бегства. Таким образом, существует преемственность с тем, как человек раньше справлялся с подобными трудностями. Исходя из всего сказанного, самоубийство можно понимать как действия человека с целью самоуничтожения в ответ на возникшие проблемы, трудности, протекающие на фоне определенных эмоциональных и психологических состояний.

Различают следующие типы суицидального поведения:

Демонстративное поведение. В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление человека обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами человека, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального

поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Аффективное суицидальное поведение. Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях человек действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции затмевают собой реальное восприятие действительности и человек, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение. Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Человек готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения люди чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

Следует выделить также особенности суицидального поведения на разных его этапах. Так, первая фаза суицидального поведения характеризуется исключительно высокой активностью человека (период поиска «точки опоры»), но эта активность не сопровождается суицидальными действиями. По мере того как исчерпываются варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости. Человек остро ощущает невыносимость существования и предположительно констатирует отсутствие желания жить. В этот период еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из тупика.

Вторая фаза начинается, если человек не нашел выхода из кризиса, не получил поддержки, и длится вплоть до покушения на свою жизнь. На этом этапе у человека возникают суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа самоубийства. По мнению специалистов, на этом этапе усилия психолога и педагогов по предотвращению самоубийства, как правило, малоэффективны. Необходимо вмешательство врача-психиатра.

Уход человека из жизни – это всегда одно из самых драматических событий, которое для близких людей, казалось бы, не с чем сравнить по силе переживаний и эмоционального накала. Однако оно становится поистине трагичным, когда происходит преждевременно с человеком, не успевшим реализовать себя, внести свой вклад в мир сегодняшний и оставить своими делами память о себе миру грядущему. И совсем печально, если человек уходит по своей воле, принимает непоправимое решение, руководствуясь собственным выбором.

В обыденной речи такой уход называют самоубийством. В научном языке для этого существует особый термин – «суицид» (от лат. sui caedere – убивать себя), с помощью которого обозначают преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Это может показаться странным, но по данным Всемирной организации здравоохранения, каждые 30-40 секунд кто-то из жителей планеты сознательно уходит из жизни. Ежедневно в мире совершают самоубийства около 3 тысяч человек, а ежегодно более 1 миллиона человек и ещё от 10 до 20 миллионов совершают попытки суицида. Значительная их доля приходится на молодых людей. Согласно приводимой ВОЗ статистике, самоубийства занимают второе место среди причин смерти людей в возрасте 15-29 лет в мировом масштабе.

В России самый высокий в Европе уровень самоубийств среди подростков. Средний показатель – 19-20 случаев на 100 тысяч человек. Это больше чем в три раза превышает средний показатель по всему миру! В год кончают жизнь самоубийством 1500 детей и ещё 4 тысячи совершают попытку самоубийства. По данным ЮНИСЕФ (Международный чрезвычайный детский фонд ООН), мысли о самоубийстве появляются хотя бы раз в жизни в голове 45 % российских девушек и 27 % юношей.

Что же заставляет молодых людей и подростков идти на такой шаг? Какие события порождают не только мысли и разговоры о смерти, но и реальные действия, приводящие к трагедии?

По материалам Научного центра психического здоровья РАМН, внешними причинами подростковых самоубийств чаще всего являются социальная изоляция и одиночество, неизлечимые болезни, неразделённая любовь, неприятности с учёбой, материально-бытовые трудности, пережитое в детстве насилие, алкоголь и наркотики. Крайне болезненно подростками переживается несправедливое отношение (оскорбления, обвинения, унижения) со стороны сверстников и членов семьи. С неблагополучием в семьях подростков (алкоголизм родителей, конфликты в семье, жестокое обращение) прямо или косвенно связано до 92 процентов самоубийств у детей и подростков.

Значительно влияют на риск суицидального поведения у подростков и внутренние причины, например депрессия. Она является сложным эмоциональным состоянием, которое переживается человеком как потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Им овладевают безнадёжность, вина, самоосуждение и раздражительность, ослабевает двигательная активность или возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненной жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Депрессия затрагивает эмоции, мышление, побуждения, физическое благополучие человека и, в силу этого, его поведение и взаимоотношения с людьми. Личность постоянно ощущает свою нежеланность и бесполезность, в силу чего может прийти к заключению, что жизнь не имеет смысла. Ещё одной внутренней причиной суицида может являться тип акцентуации характера. Известно, что вероятность саморазрушающего поведения велика при циклоидной, эмоционально-лабильной, эпилептоидной и истероидной акцентуациях характера.

Понимая всю озабоченность родителей и педагогов проблемой суицида, мы рекомендуем не переносить свои тревоги на детей и тем самым содействовать её возникновению. Однако стоит предельно внимательно отнестись к симптомам, которые, по мнению специалистов, являются признаками возможного суицидального поведения. К ним можно отнести: 1) резкое изменение стиля общения, 2) наличие сильных эмоциональных переживаний, 3) нарушение сна, аппетита, 4) потерю интереса к окружающему, 5) разговоры ребёнка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, прессе, 6) проявление интереса к потустороннему миру, появление у ребёнка литературы (книг, брошюр, дисков) о самоубийствах, просмотр соответствующей информации в Интернете, подготовку предметов, способных быть орудием суицида, 7) приведение в порядок своих записей, вещей, 8) раздаривание своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям (за исключением случаев, когда ребёнок с добрыми намерениями делает это постоянно).

Есть смысл обращать внимание на особенности поведения ребёнка при конфликтах, ссорах, желании чего-то добиться, особенно в плане разрушающей или созидательной деятельности. Многое могут сказать результаты творческой деятельности и рисунки ребёнка, определение красок в них, которые он чаще использует. Имеет смысл знакомиться с записной книжкой ребёнка или его страницей в социальных сетях, наблюдать за тем, что он чаще смотрит по телевизору, какие книги и интернет-ресурсы предпочитает. Например, на страницах «Вконтакте» было обнаружено порядка 3050 ссылок и страниц, содержащих запрещённую информацию о самоубийствах. Это примерно 30% от всех ссылок, по которым можно получить представление о способах совершения суицида или которые содержат призывы к самоубийству. По просьбе Роспотребнадзора «ВКонтакте» обещает самостоятельно блокировать суицидальные группы параллельно с подготовкой официальных заключений экспертов и размещать

на закрытых страницах номера телефонов экстренной психологической помощи для подростков.

Если вы заметили в поведении вашего ребёнка что-либо настораживающее, постарайтесь в первую очередь совладать с собой, а затем в спокойном состоянии переговорить с ребёнком. Создайте гармонию и здоровый диалог в семье. Ваше внутреннее спокойствие и переключение на позитивные мысли способны защитить ребёнка и переключить его доминанту в сознании. Справляясь с этой первостепенной задачей, старайтесь практически всё время проводить рядом с ребёнком: посетите с ним вместе различные культурные мероприятия, зоопарк, цирк, детские спектакли, концерты, съездите на природу и т.д., чтобы ребёнок сменил обстановку и смог отвлечься от своих мыслей. Постарайтесь отвлечь его внимание от навязчивых мыслей, заняв обычной домашней или приусадебной работой, пусть он чувствует вашу заботу, тепло и любовь. Помогите преодолевать возникающие проблемы, научите справляться с ними осознанно и самостоятельно, демонстрируйте оптимизм и позитивный взгляд на происходящие события. Всё это нужно делать до тех пор, пока не будете твердо уверены в том, что его суицидальное настроение исчезло без следа.

Если же вы чувствуете, что вашего влияния и возможностей недостаточно, то следует обязательно обратиться к специалисту! И детям, и родителям всегда можно обратиться в Единую детскую службу доверия, позвонив по номеру 8 800-2000-122. Данный телефон работает круглосуточно, анонимно и бесплатно. В Ульяновске также круглосуточно работает телефон доверия службы экстренной психологической помощи 8 (8422) 42-00-25, позвонив на который вы всегда можете получить профессиональную консультацию и помощь. Вас проконсультируют и поддержат в Ульяновских центрах по оказанию психологической помощи:

* Центр психолого-медико-социального сопровождения «РОСТОК», г. Ульяновск, бульвар Пластова, д. 4, тел. +7 (8422) 44-28-33;

* Психологический центр «ЛУЧ», г Ульяновск, ул. Рылеева, д. 4, тел.+7 (8422) 75-63-21, http://luch-centre.ru;

* Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья», г Ульяновск, ул. Ленина, 104, тел. +7 (8422) 42-00-29, +7 (8422) 42-00-17;

* Психологический центр «АКАДЕМИЯ ИНТУИЦИИ», г. Ульяновск, проспект Гая, д. 67, тел. +7 (951) 095-52-17, +7 (906) 393-89-78, http://www.academy-intuiti.ucoz.ru;

* Центр коррекционной и семейной психологии, г. Ульяновск, ул. ул. Кузнецова, д.10, тел. +7 (8422) 74-84-80, +7 (917) 634 28 66, http://cksp73.ru/.

Специалисты центров также помогут предупредить проблему, тем более если она касается жизней детей и подростков.

Родителям и педагогам в первую очередь стоит расширить свои собственные познания в вопросе причин и особенностей суицидального поведения, докопаться до истинной причины, подталкивающей детей на самоубийства. Это, в свою очередь, поможет подобрать наилучшие способы подхода к ребёнку, чтобы помочь ему справиться с жизненными трудностями и суицидальными мыслями. В наших руках жизни наших детей!

pgrants logoК механизмам психологической защиты относят (по З. Фрейду):

1. Отрицание – вид психологической защиты, при котором информация, тревожащая человека, не воспринимается или отрицается сам факт ее существования.

2. Вытеснение – активное выключение из сознания неприятной информации.

3. Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.

4. Идентификация – бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя.

5. Проекция – бессознательный перенос на другое лицо, приписывание ему собственных чувств, желаний, переживаний, мыслей, в которых человек не может себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость.

6. Отчуждение – обособление внутри сознания травмирующих человека факторов.

7. Замещение – вид защиты, в котором действия, направленные на недоступный объект, переносятся на действие с доступным объектом.

8. Репрессия – жестокое подавление сознанием нежелательных импульсов, мыслей, чувств и действий.

9. Регрессия – возврат назад, на более ранние стадии развития.

10. Сублимация – преобразование агрессивной и сексуально заряженной энергии в общественно-полезную и творческую активность (спорт, творчество).

Воля – это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Способность сознательно ставить цели, принимать решения и подчинять им свои действия. Воля выполняет как минимум две функции:

побудительная, обеспечивающая активность человека;

тормозная, проявляющаяся в сдерживании нежелательного проявления.

Существуют люди, обладающие сильной волей, умеющие преодолевать трудности и препятствия, решительные, мужественные и выносливые. Имеются слабовольные люди, нерешительные, боязливые. Крайней степенью слабоволия является абулия. Абулия – возникающая на почве мозговой патологии отсутствие побуждения к деятельности. Человек в таком состоянии не может заставить себя что-то сделать. Типичное проявление слабой воли – лень.

У человека на протяжении его жизни формируется один из двух уровней (локусов) контроля за своими действиями и поведением.

Внешний локус контроля характеризуется тем, что человек ищет причины своих неудач и поражений во внешних обстоятельствах. Например: виноват директор, что не вовремя сообщил тему; виноват транспорт, что плохо ходит; виноваты дети, что плохо учат уроки.

Внутренний локус контроля – поиск причин неудач в себе, своем поведении, особенностях характера. Например: я виновата в том, что ребята получили «тройки» за контрольную работу; я не смогла организовать детей на мероприятие. Появляется возможность исправить положение, поскольку оно зависит от меня лично.

Рекомендации по воспитанию воли:

Начинать воспитание воли нужно с преодоления сравнительно незначительных трудностей.

Формировать с детства внутреннего локуса контроля.

Необходимо иметь определенную цель; чем она значительней, тем больше трудности может преодолевать человек.

Добиться исполнения принятого решения, иначе воля дезорганизуется.

Организация режима дня упорядочивает время, борется с разбросанностью.

Занятия спортом закаляет волю.

Развивая волю, следует помнить о законе целесообразности: перегнув палку, можно стать упрямцем.

Самосознание. Я-концепция.

Самосознание – процесс и результат выработки человеком знания о себе (когнитивный аспект) и отношения к себе (эмоционально-ценностный аспект). Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере приобретения жизненного опыта, происходи переосмысление себя, своего места в жизни. Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношения к себе как личности. Осознание себя происходит с помощью оценок взрослых. Компонентами самосознания являются:

1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, то ощущений, вызываемых внешними предметами.

2. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Оно проявляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам…».

3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения.

4. Социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрастах.

Я-концепция – это совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Она включает в себя:

1) «образ Я» - представление индивида о самом себе;

2) самооценку – эмоционально окрашенную оценку о самом себе;

3) потенциальную поведенческую реакцию – те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.

Позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной «Я-концепции» становятся негативное отношение к себе, непринятие себя, ощущение своей неполноценности. Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется. Если опыт противоречит уже имеющейся «Я-концепции», то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь сбалансированного организма. «Я-концепция» определяет и ожидания человека. В ней также запрограммировано, каким должно быть поведение человека. Если в моем «Я» жестко запрограммировано, что я хороший ученик, то я могу преодолеть свою слабость, соблазны, лень для того, чтобы подтвердить свое «Я». Однако если в моем «Я» записано, что я беспощадный, то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви вносит рассогласованность в «Я-концепцию» и рассматривается как слабость, достойная презрения. «Образ Я» одна из самых важных для личности установок. Все люди испытывают потребность в положительном «образе Я», отрицательное отношение к себе всегда переживается человеком болезненно.

«Образ Я» выступает как установка по отношению к самому себе и включает в себя три компонента:

Когнитивный компонент – представление о своих способностях, внешности, социальной значимости.

Эмоционально-оценочный компонент – самоуважение, самокритичность, себялюбие.

Поведенческий компонент – стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус.

«Образ Я» включает в себя четыре составляющие:

«Я-реальное» – представление о себе в момент самого переживания.

«Я-идеальное» – представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих.

«Я-фантастическое» – представление о том, каким бы желал стать, если бы это было возможным.

«Я-зеркальное» – представление о том, каким меня видят другие.

Одной из составляющих «Я-концепции» является самооценка. Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. Она не является постоянной, изменяется в зависимости от обстоятельств. Есть три момента, существенных для понимания самооценки:

Важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я», если разрыв между ними большой, то и самооценка будет низкой.

Человек склонен оценивать себя так, как его оценивают другие.

Человек оценивает успешность своих действий через призму своей идентичности.

Идентичность – это уподобление, отождествление с кем-либо, с чем-либо (объектом, группой, образцом).

Идентификация – это процесс сопоставления одного объекта с другим на основании какого-либо признака.

Литература для самостоятельного изучения:

Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие /Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М., 2004.

Калинина, Н.В., Лукьянова, М.И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников: Монография /Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова. – Ульяновск, 2003.

Лукьянова, М.И. Моя профессия — детский психолог: практическое пособие для специалистов образовательных учреждений /М.И. Лукьянова. – М.: АРКТИ, 2007.

Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения: опыт популярной монографии /С.Д. Поляков. – М., 2003.

В психологии имеются разные подходы к описанию структуры личности. Личность школьника включает:

1. Природный компонент (здоровье, задатки, тип нервной системы).

2. Социальный компонент (семья, школа).

3. Деятельностный компонент (учение, воспитание).

4. Интеллектуальная сфера (обученность, обучаемость).

5. Эмоциональная сфера (произвольность, рефлексия, лабильность нервной системы).

6. Ценностно-мотивационная сфера (терминальные и инструментальные ценности).

Обученность – уровень подготовки человека, результат усвоения им материала.

Обучаемость – это возможности человека к усвоению материала.

Терминальные ценности – ценности-цели.

Инструментальные ценности – тактические цели.

Структуру направленности личности составляют потребности, мотивы, установки, цели.

Потребности – внутреннее побуждение, нужда в чем-либо. Они бывают:

1. Психофизиологические – на биологическом уровне обеспечивают функционирование.

2. Социальные - в общении, любви, уважении.

3. Духовные – в счастье, росте, внутренней гармонии, самоактуализации.

Пирамида потребностей А. Маслоу.

А. Маслоу предположил, что все потребности организованы в иерархическую систему, в которой доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть удовлетворены до того, как человек осознает «высшие» потребности. Чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем ярче его индивидуальность.

1. Физиологические потребности: в пище, сне, кислороде, воде и т. д.

2. Потребность в безопасности и защите: в организации, стабильности, законе и порядке.

3. Потребность в любви и принадлежности. Маленький ребенок, например, удовлетворяет ее в семье, подросток – в семье, группе.

4. Потребность в уважении и самоуважении. Каждому человеку важно знать, что он позитивно оценен людьми, от этого возникает чувство уверенности в себе, полезности. В противном случае – комплекс неполноценности.

5. Потребность в самоактуализации, т. е. желание человека стать тем, кем он желает стать, полное использование своих способностей, талантов, личностного потенциала.

Мотивы – внутренняя побуждающая сила к деятельности.

Мотивация – весь комплекс действия разнообразных мотивов, их иерархия. Мотивы бывают осознанные (есть цель и ответ на вопрос: зачем я это делаю?) и неосознанные (нет цели).

Задание: оцените свою мотивацию по приведенной ниже методике А. А. Реана.

«Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Инструкция. Соглашаясь или нет с ниже приведенными утверждениями, необходимо выбрать один из ответов – «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же самое относится к ответу «нет». Отвечать следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является и наиболее точным.

1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.

2. В деятельности я активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально трудные.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.

10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.

13. Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.

15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.

20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.

Обработка. Один балл получают ответы «да» на утверждения 1-3, 6, 8, 10-12, 14, 16,18-20 и ответы «нет» на 4,5,7,9,13,15,17. Подсчитывается общее количество баллов.

Выводы. Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех. Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом, если у испытуемого 8-9 баллов – т его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов – ближе к стремлению к успеху.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Задача учителя – научить учащихся ставить цели и осознавать деятельность и поступки. Для этого можно задавать вопросы: «А почему ты это делаешь», «Объясни свой поступок», «С какой целью ты это делаешь»?

Со старшеклассниками полезно провести следующее упражнение на осознание своих целей и жизненных планов.

Составьте и напишите три стратегические цели своей жизни.

Напишите три цели на ближайшие 1-3 года.

Напишите три цели на ближайший месяц (день).

Проанализируйте, подходят ли тактические цели под стратегические?

В результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, возникает жизненный план личности. Жизненный план – это явление одновременно социальное и этическое. Подросток ставит перед собой вопросы «кем быть?» (профессиональное самоопределение) и «каким быть?» (моральное самоопределение). Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Для этого и нужна стыковка тактических и стратегических целей.

На пути к достижению цели у человека периодически возникают фрустрации. Фрустрации – обман, расстройство, разрушение планов.

Фрустрации – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Внешний аспект фрустрации:

физические преграды (непогода, транспорт);

отсутствие объекта (смерть человека, отсутствие денег, документа);

биологические ограничения (инвалидность, болезни, ЗПР, УО, пол);

социальные условия (законы, правила, страх наказания).

Внутренний аспект фрустрации:

конфликт между потребностями (в отдыхе и в самоутверждении);

между потребностями и социальными нормами (я хочу работать творчески, но нет возможностей);

между противоречивыми социальными нормами (зарплата мала, а работать требуют творчески);

стремление к безупречности (чем ниже результат, тем требования выше, боязнь допустить ошибку).

Важно научиться выходить без поражений из фрустрирующих ситуаций. Для этого надо научиться самоконтролю за своим поведением. Если человек не справляется с психологическим напряжением, травмой, болезненно реагирует на события, не умеет прощать обиды, стремится контролировать то, что ему неподконтрольно, слишком высоко задирает планку перед собой, тогда возникает большая вероятность приобретения психогенных заболеваний: нарушения сердечно-сосудистой деятельности, давления, пищеварения, бессонница.

Поведение человека в фрустрирующей ситуации может быть адаптивным, которое позволяет изменить, справится с ситуацией, и неадаптивным, которое не позволяет выйти из нее. Неадаптивное поведение может быть:

1) агрессивным:

а) экстрапунитивным (гнев, раздражение, крик, физическое насилие, направленные «вне»);

б) интрапунитивным (то же самое поведение, но направленное «на себя»).

Не следует заниматься самобичеванием, жить с чувством вины тяжело, так как оно разрушает психику, подрывает силы, снижает самооценку).

2) неагрессивным, выражающемся чаще всего в уходе от проблем и деятельности.

Может произойти фиксация на неприятном событии. В этом случае следует вербализировать проблему, но не бесконечно, надо научиться забывать, отключаться, переключаться. Еще один вид неагрессивного поведения регрессия – движение назад, к ранним стадиям развития. Это могут быт истерики, капризы, слезы, угрозы, шантаж, обиды. Иногда возникает механизм подавления, при котором человек загоняет проблему вглубь, внутрь себя, но она не решена и продолжает беспокоить. Необходимо дать проговорить проблему, вывести эмоции наружу. В жизни очень важно умет преодолевать препятствия. Это можно сделать двумя способами:

1. Если человек ощущает силы в себе, то можно попробовать изменить ситуацию, решить проблему.

2. В случае, если ситуация вам неподвластна, то следует изменить отношение к ней, снизить ее значимость для себя.

pgrants logoКаждый возрастной этап характеризуется специфической социальной ситуацией развития, т. е. особым сочетанием внутренних процессов развития и внешних условий. Соответственно существует определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.

Развитие личности – это процесс вхождения ее в новую социальную среду. Социальное развитие личности происходит по двум взаимосвязанным линиям: социализации (овладение общественным опытом, его присвоение), и индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).

Так, в раннем детском возрасте «я в обществе» у годовалого ребенка означает проявление понимания, что есть «другие». Это адаптация на уровне освоения простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социальной жизни. К 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром. Происходит индивидуализация, противопоставление себя окружающим, и интеграция, позволяющая управлять своим поведением, подчиняться требованиям взрослых. Важность этого периода несомненна, т.к. находясь в семье, ребенок в меру своей активности усваивает тип отношений, который в ней сложился, претворяя их в черты своей становящейся личности.

В дошкольном возрасте воспитание и развитие ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, с 3-4-х лет протекает одновременно в детском саду, в группе сверстников под руководством воспитателя, который становится наряду с родителями, наиболее референтным лицом. Возникает новая ситуация развития личности, детерминированный извне социальными причинами. Здесь также наблюдаются три фазы развития: адаптация как усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения; индивидуализация как стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей; интеграция, обеспечивающая успешность перехода на новую ступень. К 6 годам появляется ориентация на общественные функции людей, их нормы, осознание своей принадлежности к детскому коллективу.

В младшем школьном возрасте ситуация развития напоминает предшествующую, только учительница оказывается еще более референтной для учащихся, чем воспитатель и родители. Адаптация проходит в начале первого класса к новым условиям, затем – индивидуализация в виде успехов в учебной деятельности и интеграция означает интеграцию школьника в системе «учитель-ученики», «ученики-учительница», «ученики-родители». У 6-9-летнего ребенка происходит появление теоретического отношения к действительности, произвольности психических процессов, внутреннего плана действий. Между 9-10 годами ребенок не только осознает себя субъектом, но и вступает в широкий круг общественных отношений, учится мотивировать свою учебную деятельность чувством долга.

Специфическая особенность подросткового периода состоит в том, что вступление в него не означает вхождение в новую группу, а представляет собой дальнейшее развитие личности в изменившихся условиях (учителя-предметники, новый классный руководитель). Адаптация проходит в начале пятого класса, индивидуализация в деятельности общения и в выборе увлечений (хобби). Однако успешная интеграция в одной референтной группе может сочетаться с дезинтеграцией в другой. Индивидуальные качества, ценимые в одной компании, могут отвергаться в другой, где иные ценностные ориентации. Все это тормозит прохождение фазы интеграции. В 15 лет подростка больше всего интересует самооценка и принятие его другими.

Процесс развития личности в различных группах – специфическая особенность юношеского возраста. Адаптация, индивидуализация и интеграция личности обеспечивают становление зрелой личности. От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексия своего жизненного пути, стремление к реализации себя.

Следует отметить, что для эпохи детства характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией, для эпохи отрочества – индивидуализации над адаптацией, для эпохи юности – доминирование интеграции над индивидуализацией. Т.о. личность формируется и развивается в условиях конкретно-исторического существования человека, в деятельности. Ведущую роль при этом играют обучение и воспитание.